Сущность и ключевые факторы реализации налогового потенциала муниципалитета. Пример научной статьи.


Сущность и ключевые факторы реализации налогового потенциала муниципалитета. Пример научной статьи.

Наши авторы готовы разработать для Вас научную статью для публикации в популярных сборниках, участия в конференциях и др. Тематика может быть любой, а также учитываются требования научного сборника, ВУЗа и т.д.

Социально-экономические перспективы любого муниципалитета во многом определяются наличием и использованием налогового потенциала. Корни понятия «потенциал» происходят от латинского слова «potentia», дословный перевод которого означает мощность, возможность (Орлов А.И. Полный русско-латинский словарь. –М.: изд. «Ленард». 2023, с. 616). . Само понятие является носителем двойного смысла, которое, во-первых, характеризует физическую характеристику – величину, отражающую запас энергии тела; во-вторых, имеет переносный смысл, характеризующий запас мощности (скрытых возможностей) в отношении чего-либо (Ожегов С.И. Словарь русского языка. –М.: изд. «Оникс». 2018. С. 891). Соответственно, вторую часть термина «налоговый потенциал» составляет собственно понятие «налог», то есть платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения какой-то части их средств на цели финансового обеспечения деятельности муниципального образования . Соответственно, семантический анализ понятия «налоговый потенциал» приводит нас к выводу, что это совокупность скрытых и явных финансовых возможностей по взиманию налогов на территории конкретного муниципального образования.

Сущность и ключевые факторы реализации налогового потенциала муниципалитетаЕсли проанализировать термин «налоговый потенциал» в понимании различных авторов, то при общей схожести взглядов отмечается его многоаспектность и многогранность, что дает возможность идентифицировать совокупность специфических характеристик налогового потенциала муниципалитета, определяющих его сущность и детерминирующих его прикладное значение в рамках системы управления конкретным муниципальным образованием. Если классифицировать всю совокупность существующих определений, то можно выделить ресурсный, фискальный, межбюджетный (смешанный) и институциональный подходы, которые более подробно рассмотрены в таблице 1.1. К сожалению, нам не удалось найти ни одного определения понятия «налогового потенциала», который рассматривал бы социально-экономическую систему муниципалитета (или иного территориального образования) как объект стратегического развития и воспроизводства активов и ресурсов, за счет которых собственно и выплачиваются налоги. Другими словами, если преследуется целью развитие налогового потенциала муниципалитета, то необходимо расширить определение данного понятия за пределы ресурсного, фискального, институционального и различных вариаций бюджетного подхода.

В соответствие со статьей 15 Налогового Кодекса Российской Федерации к местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц и торговый сбор. Соответственно, границы налогового потенциала муниципалитета по сути не ограничены данными видами местных налогов, но фактически только они интересуют местные власти. Тем не менее, контуры управления налоговым потенциалом органами муниципального управления определяются не только по трем видам местных налогов, которые собираются муниципальными властями, напрямую пополняя местный бюджет. В индивидуальном порядке законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджет муниципалитета налога на доходы физических лиц, устанавливаться дифференцированные нормативы отчислений по доходам от акцизов на топливо, нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, др. Более того, может фиксироваться размер распределения межбюджетных трансфертов из бюджета региона бюджету муниципального образования.

ПодходОписание подходаАвторы, придерживающиеся подходаКомментарий
РесурсныйНалоговый потенциал рассматривается как совокупность непрерывных процессов аккумулирования финансовых ресурсов в рамках конкретного бюджета конкретного муниципалитета.Аронов А.В., Кашин В.А. , Коломиец А.Л., Мельник А.Д. , др.В рамках ресурсного подхода налоговый потенциал рассматривается с пассивной точки зрения, то есть не как объект управления.
ФискальныйНалоговый потенциал отражает максимально возможную к получению величину налоговых поступлений в рамках конкретного региона.Богачева О.В. , Вачугов И.В. , Мурзина Е.А., Ялялиева Т.В., Шемякина М.С. , др.В математике наибольшее значение функции на заданном множестве есть экстремум, который, как известно, отражает крайнее, но не оптимальное состояние системы. Другими словами, максимальная реализация налогового потенциала в контексте фискального подхода в долгосрочном периоде может просто упразднить какую-то часть экономики (в виде экономических субъектов) муниципалитета.
ИнституциональныйХарактеризует интерфейс налоговых отношений формата «муниципалитет — налогоплательщик»Дзагоева М.Р., Кузьменко В.В., Ефимец Е.А., др.Рассматривается достаточно полный спектр взаимных интересов и отношений, возникающих между муниципалитетом и налогоплательщиками.
Бюджетный или межбюджетныйНалоговый потенциал рассматривается в контексте инструментов межбюджетного регулирования с целью обеспечения социально-экономических задач дотационных регионов и, соответственно, их муниципалитетов.Долгова И.Н., Коровкин А.Г., Андрюнин А.В., Шалюхина М.Н., др.Считаем, что включать в налоговый потенциал муниципалитета возможность получения им межбюджетного трансферта – не корректно. Это внешний фактор, который носит условно устойчивый характер. Собственно, налоговый потенциал муниципалитета – это нечто более устойчивое и предсказуемое, чем межбюджетный трансферт вне зависимости от того в какой форме он будет предоставлен
С позиции экономических интересовНалоговый потенциал рассматривается как объект управления, учитывает интересы всех заинтересованных стороныФатеев Д.И.Данный подход напоминает институциональный подход, но моделирует ситуацию в условиях ожидаемых административных реформ, то есть подразумевает расширенную налоговую автономию.
Классификация определений налогового потенциала

Другими словами, контуры налогового потенциала муниципалитета априори определяются статьей 15 Налогового Кодекса Российской Федерации, но в каждом отдельном случае также регламентируются региональным законодательством, проецируя на налоговый потенциал муниципалитета налоговые потоки регионального и даже федерального уровней.

Поскольку региональное законодательство о нормативах отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов федерации, различается, то трудно дать универсальное определение налоговому потенциалу муниципалитета. Тем не менее, обобщая все проанализированные определения с учетом специфики местного налогообложения, назовем налоговый потенциал муниципалитета основой механизма долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования, включающего экономические и стратегические потенциалы значительной части субъектов экономической деятельности (чаще всего, субъектов малого предпринимательства), их производственные, торговые и сервисные активы, кадровый потенциал муниципального образования, земельные ресурсы, имущественный комплекс региона, соответствующую институционально-организационную основу, обеспечивающую осуществление финансово-экономической деятельности субъектами, с денежных потоков которой осуществляется взимание налогов.

Гираев В.К. дополнительно к вышесказанному также рассматривается налоговый потенциал как совокупную способность муниципалитета обеспечивать достижение поставленных целей социально-экономического и общего развития» (Гираев В.К. Социально-экономическая природа налоговой политики // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. № 2, 2018. – с. 32 – 40).

Осина А.С., анализируя влияние местных налогов на развитие муниципалитетов в рамках ESG-стратегии, под налоговым потенциалом муниципалитета подразумевает достаточность базового ресурсного обеспечения и прочих компонентов, необходимых для реализации ESG-стратегии. Данный исследователь особо выделяет организационную функцию налогового потенциала, за счет которого обеспечивается ресурсами реализация единого вектора ESG-развития муниципалитета, сбалансированного / уравновешенного различными составляющими его налогового потенциала (Осина А.С. Возможности развития муниципалитетов с учетом новой ESG-стратегии // Столыпинский вестник, том 3, №5, 2021) .

По мнению А.В. Агибалова и Д.С. Клейменова под налоговым потенциалом понимается общая способность муниципалитета обеспечить собственную бюджетную устойчивость и независимость от межбюджетных трансфертов (Агибалов А.В., Клейменов Д.С. Бюджетная устойчивость муниципальных образований как критерий эффективности межбюджетных отношений // Регион: системы, экономика, управление №3 (18), 2012. – с. 8 – 16).

Опираясь на представленные выше определения относительно состава налогового потенциала, его структура может быть выражена объединением трех элементов – ресурсного (внутреннего), внешнего и результативного. Эти составляющие тесно связаны между собой, обуславливают и предполагают друг друга, проявляясь как трехсторонняя сущность налогового потенциала муниципального образования.

Таким образом, налоговый потенциал муниципалитета представляет собой слагаемое из ряда составных элементов, а принцип анализа уровня использования налогового потенциала заключается в выделении его основных частей, оценке их использования и формировании результатов в виде выводов, мнений о состоянии и социально-экономическом положении муниципалитета. Поэтому формирование, развитие и реализация налогового потенциала муниципального образования невозможно без создания системы достоверной оценки налогового потенциала как единого целого.

Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость подготовки оригинальной статьи на тему «Сущность и ключевые факторы реализации налогового потенциала муниципалитета» или на любую другую тему, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *