Регулирование местных налогов и сборов в РФ
Регулирование местных налогов и сборов в РФ осуществляется с трех уровней налогового администрирования.
Первый уровень – общефедеральный, здесь происходит декомпозиция налоговых потоков, определяется их структура на местном уровне. Федеральный уровень регулирования также устанавливает общие правила и принципы налогового администрирования на местном уровне, в том числе определяются объекты налогообложения, методики расчета налоговой базы, устанавливаются пределы и лимиты налоговых ставок, устанавливаются требования к порядку исчисления и налоговому периоду. Федеральный уровень налогового регулирования преимущественно представлен Налоговым Кодексом РФ, Бюджетным Кодексом РФ, а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.
Принятие решений на данном уровне налогового администрирования / регулирования осуществляют депутаты Государственной Думы РФ, по результатам рассмотрения предложений, поданных представителями органов исполнительной власти, экспертных заключениях Министерства Юстиций РФ, органов прокурорского надзора, рекомендательные решения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, заключения Счетной палаты РФ и т.д.
Второй уровень – региональный. На уровне законодательства субъекта РФ устанавливаются нормативы отчислений различных налогов в местные бюджеты из регионального бюджета. На этом же уровне налогового регулирования и налогового администрирования устанавливаются размеры распределения межбюджетных трансфертов из бюджета региона бюджетам муниципальных образований.
Третий уровень – местный. Регулирование местных налогов и сборов в РФ на уровне муниципалитета руководствуясь Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляет представительный орган муниципального образования, то есть Совет депутатов или Городская Дума. Как правило, принимаются соответствующие положения:
- о земельном налоге на территории муниципалитета;
- о введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- о налоге на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории муниципального образования;
- о торговом сборе, др.
Выборный орган местного самоуправления рассматривает проекты и инициативы в области местного налогообложения, представленные администрацией соответствующего муниципального образования, учитывая заключение местной прокуратуры, рекомендательных решений и заключений постоянной комиссии Совета депутатов муниципалитета / Городской Думы, Контрольно-счетной комиссии муниципалитета.
Необходимо отметить, что представительный орган местного самоуправления крайне ограничен требованиями и рамками, установленными Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципалитета и Уставом Совета депутатов / Городской Думы. Фактически выборный орган местного самоуправления лишь устанавливает налоговую ставку и то в пределах, либо установленных федеральными властями границ, либо по утвержденным федеральным центром методикам.
Таким образом, несмотря на то, что окончательное утверждение параметров местных налогов остается за выборными органами местного самоуправления, в реальности их полномочия существенно ограничены федеральным законодательством, в частности, необходимостью соблюдать методы и методики. Поэтому правильнее сказать, что регулирование местных налогов и сборов в РФ реально осуществляется на федеральном уровне, за местным уровнем остается лишь функция администрирования по методикам, регламентам и инструкциям федерального центра.