Формирование налоговых доходов местных бюджетов.


Формирование налоговых доходов местных бюджетов.

 

Формирование налоговых доходов местных бюджетовВ соответствии со статьей 39 Бюджетного кодекса РФ, доходы местного бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. При этом под доходами местного бюджета подразумеваются денежные средства, поступающие в него на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с российским законодательством, поступая в распоряжение органов финансово-бюджетного управления муниципального уровня. Перечень видов доходов, формирующих местные бюджеты, закреплен положениями статьи 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.

Специфика формирования налоговых доходов местных бюджетов, заключающаяся в высоком уровне регулирования со стороны федерального и регионального центров. Совокупность налоговых потоков обеспечивают соответствующие им процессы по кооперации и координации организационных, материальных, информационных и иных видов ресурсов, обеспечивающих выполнение функции налогового администрирования на местном уровне. Масштабы муниципальных образований оказывают прямое влияние на налоговые потоки, то есть масштаб муниципалитета порождает налоговые потоки в формате нелинейных динамических систем по аналогии с бюджетными системами муниципальных образований (Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации // Финансы и кредит №1 (481), 2012. с. 53.).

Данная особенность бюджетной системы РФ подразумевает формирование местных бюджетов за счет закрепления за ними долей доходных источников, а также перечислений в форме межбюджетных трансфертов. Основными бюджетообразующими источниками доходов у большинства местных бюджетов выступают налоги. В бюджеты муниципальных образований зачисление платежей осуществляется в соответствие с едиными нормативами, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также региональными законами.

Налоговых доходы и генерируемые за их счет бюджетные потоки очень часто сравнивают с незамкнутой системой кровообращения, которая применительно к муниципалитету обеспечивает процесс циркуляции материальных, нематериальных и финансовых активов как внутри муниципалитета, так и за его пределами. Благодаря системе формирования налоговых доходов местных бюджетов муниципалитет получает необходимые в процессе функционирования активы, и возможность обеспечить реализацию социально-экономических программ (Исмоилов М.К. Роль налогового потенциала в формировании доходов местного бюджета // Экономика и социум №6 (109)-1, 2023. с. 743).

Рациональная организация налоговых потоков на местном уровне является отражением «финансового здоровья» муниципалитета, основой достижения высоких социально-экономических результатов деятельности, поскольку обеспечивает необходимый уровень ритмичности всей совокупности процессов по управлению территорией. Однако, как отмечалось ранее, система управления налоговыми потоками на местном уровне является незамкнутой и крайне зависимой от деятельности регуляторов сферы налогообложения федерального уровня.

Для того, чтобы структурировать методы формирования налоговых доходов местных бюджетов, необходимо классифицировать разновидности самих этих доходов. Ниже приведена общепринятая классификация налоговых потоков, сформулированная Т.А. Колмогоровой по следующим основным признакам (Колмогорова Т.А. Классификация и методы формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук №6-2 (69), 2022. – с. 127 – 130.):

  • По масштабам муниципальных образований (численность населения, количество субъектов предпринимательской деятельности);
  • По структуре экономики муниципалитета;
  • По уровню достаточности объемов налоговых потоков;
  • По стабильности формирования налоговых потоков.

Дополнительно классифицируем по видам налогов, которые поступают в бюджеты различных форм муниципальных образований (Колмогорова Т.А. Классификация и методы формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук №6-2 (69), 2022. – с. 127 – 130; Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. №1, 2014. С. 33 — 34.

Виды налогов, которые поступают в бюджеты различных форм муниципальных образованийВиды налогов
Городское поселениеЗемельный налог; налог на имущество и налог на доходы физических лиц; единый сельскохозяйственный налог; государственные пошлины
Муниципальный районГосударственные пошлины по делам общей юрисдикции; земельный налог; налог на имущество и налог на доходы физических лиц; единый сельскохозяйственный налог, в том числе включающий межселенные территории
Городской округНалоги, взимаемые вследствие применения патентной системы налогообложения; земельный налог; налог на имущество и налог на доходы физических лиц; единый сельскохозяйственный налог; государственные пошлины; налоги, уплачиваемые вследствие применения специальных режимов налогообложения
Городской округ с внутренним делениемНалоги, взимаемые вследствие применения патентной системы налогообложения; земельный налог; налог на имущество и налог на доходы физических лиц; единый сельскохозяйственный налог; государственные пошлины
Внутригородской районЗемельный налог и налог на имущество физических лиц
Сельское поселениеЗемельный налог; налог на имущество и налог на доходы физических лиц; единый сельскохозяйственный налог; государственные пошлины
Виды налогов, которые поступают в бюджеты различных форм муниципальных образований

Организация системы управления процессами формирования налоговых доходов местных бюджетов представляет собой комплексную технологию управления муниципальным образованием в целом, поскольку параллельно с налоговыми потоками инициируются потоки материальные, информационные, а также множество иных процессов социально-экономического развития муниципалитета.

Как следствие, в рамках бюджетного планирования первостепенной задачей является прогноз ожидаемых налоговых поступлений в местные бюджеты с учетом фактически сложившейся ситуации и возможных сценариев ее развития.

Финансовые основы местного самоуправления напрямую связаны с системой управления налоговыми источниками формирования доходной базы местных бюджетов, с одной стороны, и повышением эффективности налогового администрирования, с другой.

Формирование налоговых доходов местных бюджетов напрямую связано с уровнем развития экономики муниципалитета и стоимостью имущественного комплекса в распоряжении жителей конкретного муниципального образования. Соответственно, создавая условия для развития бизнеса, привлекая прямые инвестиции и инициируя входящие миграционные потоки, органы муниципального управления способствуют формированию налоговых доходов местных бюджетов. Например, на уровне муниципалитетов программы (стратегии) привлечения прямых инвестиций встречаются редко. Чаще всего, такие программы локализованы на уровне управления регионом. Миграционная политика большинством муниципалитетов в принципе целенаправленно не реализуется. Чаще всего, работа муниципалитетов в части формирования налоговых доходов местных бюджетов ограничивается работой по сбору налогов, но не по увеличению количества объектов налогообложения.


Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость подготовки оригинальной статьи на тему «Формирование налоговых доходов местных бюджетов» или на любую другую тему, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *