Актуальность темы работы


Независимо от того, какого типа студенческую работу Вы пишете или какое проводите исследование в рамках учебы в ВУЗе, на начальном этапе Вы определяете вовсе не цели и задачи, как это часто думается, а актуальность выбранной темы. Это действительно очень важно — при выборе темы выбрать ту, которая действительно актуальна в современных условиях. Важно, как минимум, по трём причинам:

  • Первая. На начальном этапе проведения исследования рассуждая об актуальности той или иной темы и, соответственно, выбрав действительно актуальную проблематику, в Вашей голове (а лучше на бумаге) выстраивается четкий план работы и не остается вопроса «С чего начать исследование?». Это особенно важно для различных вариаций выпускных квалификационных работ (дипломов и диссертаций), когда логика проведения исследования на 80% определяет её качество и, в конечном итоге, научную значимость.
  • Вторая причина обусловлена необходимостью подстраховаться от нежелательных сюрпризов на защите. Например, Вы выбрали не совсем актуальную тему (или в процессе выполнения работы она потеряла свою актуальность), Ваш научный руководитель, как это часто водится, «проморгал» этот вопрос, в итоге Вы стоите перед членами государственной аттестационной комиссии и защищаете работу на тему, которая к текущей реальности отношения не имеет. Например, Ваша тема звучит как «Рост производительности труда в мамонтоводстве за счёт автоматизации бизнес-процессов». Предположим, когда начинали писать работу по всей стране ещё были специализированные животноводческие фермы по разведению бройлерных мамонтов, но к моменту защиты, вследствие наступления ледникового периода, они вымерли. Вы стоите перед председателем и членами комиссии и рассказываете о том, чего уже нет, что уже не актуально в сфере общественного воспроизводства. И Вам совершенно справедливо делают замечание, что с такой темой работы Вам надо идти в палеонтологи, но не в экономисты. Грубый пример, но, думаю, он точно передаёт смысл ситуации. Среди членов комиссии могут быть приглашённые специалисты из какой-нибудь компании, а практики очень чётко видят неактуальные темы. У меня есть знакомый консультант по вопросам трансформации операционной функции из компании «Стандард Эндера Пуэрс», который на защитах дипломных проектов вербует студентов для дальнейшей работы в этой известной консалтинговой компании. По его словам, он приглашает на стажировку только тех студентов, которые осознанно выбирают тему по критерию её актуальности, причём предпочтение отдаёт не тем, кто выбрал очевидно актуальную тему, а тем студентам, которые смогли выявить зарождающуюся актуальную тенденцию. Это единственный критерий отбора будущего стажера в «Стандард Энд Пуэрс». Передовым компаниям нужны сотрудники с передовыми взглядами на актуальные тенденции в современном мире. Однако таких студентов очень мало, не более 2%.
  • Третья причина заключается в том, что практический навык идентификации актуальных вопросов крайне важен в профессиональной деятельности. Если Вы научитесь выбирать актуальные темы работ и исследований в учебном процессе, Вы научитесь отделять актуальные вопросы от раритетных и в профессиональной деятельности.

К сожалению, ещё есть ВУЗы, в которых можно проводить исследования по неактуальным темам. Однако, если Вы являетесь студентом МГУ им. Ломоносова, Российской Экономической Школы, МГИМО, МФТИ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, РАНХиГС или любого другого ВУЗа из топ-20, то выбор неактуальной темы автоматически показывает вашу некомпетентность. Поэтому сформулирую несколько советов по выбору действительно актуальной темы.

Определение актуальности темы работы.

Для определения актуальности выбранной темы работы хорошо работает широкой известный метод SWOT-анализа, соответственно, объектом такого анализа выступает тема работы. Для тех, кто не знает, поясню, что SWOT-анализ — методологический инструмент стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды объекта, разделенных на 4 категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Разберём, как это работает на примере оценки актуальности конкретной темы работы «Использование интерактивных технологий при обучении студентов многопрофильного колледжа». Подчеркну, что объектом SWOT-анализа выступает не тема работы как таковая, а процессы, которые она подразумевает.

Чем меньше сильных сторон (Strengths) у процесса, лежащего в основе темы работы, тем более она актуальна, поскольку, по сути, является не проработанной ни с теоретической, ни с практической стороны. В случае с рассматриваемой тематикой сильные стороны выглядят следующим образом:

  • Существует детально проработанная теоретико-методологическая база вопроса применения интерактивных технологий в процессе обучения у зарубежных ученых.
  • Существуют множественные примеры успешной реализации проектов применения интерактивных технологий в процессе обучения в зарубежных профессиональных учебных заведениях. Данные практики с минимальными корректировками можно тиражировать и в российской сфере профессионального обучения.
  • Интерактивные технологии обучения в современном информационном обществе — это способ получить доступ к качественным образовательным услугам из любого уголка страны и мира через глобальную информационную сеть Интернет.
  • Достаточно успешно интерактивные технологии обучения освоены крупными территориально распределенными компаниями как в России, так и за рубежом (в формате виртуальных тренажеров, обучающих работе в специализированных программах, системы тестов, кейсов и др.).

Если Вам не удалось выявить сильных сторон при раскрытии базового процесса в основе темы работы, то вероятнее всего, Вы натолкнулись на крайне актуальную тему с высоким потенциалом. Если, наоборот, имеют место множественные сильные стороны, то тема себя уже изжила и обладает низким коэффициентом актуальности.

Чем больше слабых сторон Weaknesses у процесса, лежащего в основе темы работы, тем она более актуальна. В ситуации с темой применения интерактивных технологий слабые стороны выглядят следующим образом:

  • Отсутствует системный подход к применению интерактивных технологий в учебном процессе как в системе средне-профессионального образования России, так и в отечественных ВУЗах. Есть примеры успешного применения интерактивных технологий, но пока это носит фрагментарный характер и ограничено преимущественно системой онлайн тестов. Качественные виртуальные симуляторы для студентов профессиональных учебных заведений практически отсутствуют.
  • Российская система профессионального образования в большей степени ориентирована на преподавание специальностей индустриальной эпохи, которые практически не нужны на рынке труда, а для воспроизводства этих не нужных профессий нет необходимости в широком применении интерактивных технологий. Пока не видно очевидного слома в системе среднепрофессионального образования в пользу постиндустриальных профессий.

Как уже говорилось, множество Weaknesses процесса, лежащего в основе темы работы, говорит о зарождающейся актуальной тенденции — это хорошая тема с хорошим потенциалом для раскрытия. Наоборот, отсутствие слабых сторон свидетельствует о всесторонней проработке темы и её низком уровне актуальности (вплоть до утраты последней).

Рассмотрим возможности (Opportunities), которые несёт в себе процесс внедрения интерактивных технологий в систему профессионального обучения:

  • Повышение качества подготовки специалистов постиндустриальных специальностей. В силу интерактивного характера таких специальностей, качественное обучение может быть только в том же интерактивном формате.
  • Отсутствие территориальных границ при предоставлении образовательных услуг, основанных на интерактивных технологиях.

И на последнем этапе рассмотрим угрозы (Threats), препятствующие процессу внедрения интерактивных технологий в учебный процесс среднепрофессиональных учебных заведений. Здесь, по сути, две угрозы:

  • Незначительное присутствие в Российской экономике постиндустриального сектора, соответственно, низкий спрос на специалистов постиндустриальных специальностей с соответствующим уровнем подготовки посредством интерактивных учебных симуляторов.
  • Косность Российской системы профессионального образования, которая готовит специалистов в соответствии с квалификационными требованиями ушедшей эпохи с помощью образовательных технологий уровня 70-90-х годов прошлого столетия.

Далее предлагаю компоновать полученную информацию следующий образом: слабые стороны + возможности (их необходимо рассматривать в связке) -> сильные стороны -> угрозы.

В завершении данной статьи приведу полное обоснование актуальности темы работы об интерактивных технологиях, составленной в соответствии с моделью SWOT.

«Актуальность темы работы обусловлена отсутствием системного подхода к применению интерактивных технологий в учебном процессе как в системе среднепрофессиональногообразования России, так и в отечественных ВУЗах. Есть отдельные примеры успешного применения интерактивных технологий, но пока это носит фрагментарный характер и ограничено, преимущественно, системой онлайн тестов,  качественные виртуальные симуляторы для студентов профессиональных учебных заведений практически отсутствуют. Широкое применение интерактивных технологий неизбежно приведёт к повышению качества подготовки специалистов постиндустриальных специальностей. В силу интерактивного характера таких специальностей качественное обучение может быть только в том же интерактивном формате.

Отсутствие территориальных границ при предоставлении образовательных услуг, основанных на интерактивных технологиях, приведёт к росту доступности образования одинаково высокого качества на всей территории страны и даже за её пределами.

В зарубежной практике существует детально проработанная теоретико-методологическая база вопроса применения интерактивных технологий в процессе обучения у зарубежных ученых. Есть множественные примеры успешной реализации проектов применения интерактивных технологий в процессе обучения в зарубежных профессиональных учебных заведениях. Данные практики с минимальными корректировками можно тиражировать и в российской сфере профессионального обучения. Кроме того, достаточно успешно интерактивные технологии обучения освоены крупными территориально распределенными компаниями как в России, так и за рубежом (в формате виртуальных тренажеров, обучающих работе в специализированных программах, системы тестов, кейсов и др.).

Препятствием для широкого применения интерактивных технологий в среднепрофессиональном образовании является незначительное присутствие в российской экономике постиндустриального сектора, соответственно, низкий спрос на специалистов постиндустриальных специальностей с соответствующим уровнем подготовки посредством интерактивных учебных симуляторов. Кроме того, косность Российской системы профессионального образования, которая готовит специалистов в соответствии с квалификационными требованиями ушедшей эпохи с помощью образовательных технологий уровня 70-90-х годов прошлого столетия, также препятствует повсеместному внедрению данных технологий.»

Тем самым, рассмотрение темы работы с четырёх точек зрения позволило составить, по сути, полноценное раскрытие актуальности темы работы. Попробуйте следовать модели SWOT при рассмотрении собственной темы работы, у Вас однозначно получится.

 
С уважением,
руководитель проекта «Учись просто!»
Вилкова Елена

Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *