Кейс «Цена лояльности».
(Любые совпадения дат, имен, названий, ситуаций – случайны).
Крупная инвестиционная компания. 2019 год.
Главные действующие лица:
Михаил Иванович — главный босс компании. Не владелец, но один из немногих, кто знает владельца лично и находится с ним «на короткой ноге». Обладает всей полнотой власти.
Его главным мотиватором в работе является капитализация компании – делает все, чтобы бизнес увеличивался в цене. Люди не представляют для него особой ценности и рассматриваются, как один из видов ресурса.
Иван — руководитель рабочей группы (начальник отдела). Харизматичный лидер, целеустремлен, однако свои цели ни с кем не обсуждает. Все свои ресурсы направляет на профессиональный рост. Достигает выдающихся результатов в работе.
Руководит важным для компании инновационным направлением. Управляет подчиненными так, что непонятным ни для кого образом вызывает преданность и уважение лично к себе. У остальных же сотрудников и руководителей он вызывает смешанные чувства: от зависти до недоверия и непонимания.
В кабинете раздался звонок телефона. Секретарь доложила, что первый зам, Дмитрий, просит о встрече, говорит, мол, вопрос не терпит отлагательств.
— Пусть зайдет, — ответил босс и подумал: что еще случилось? Хорошие новости могут и подождать. Дмитрий – известный паникер, в любой программе новостей найдет признаки надвигающейся катастрофы.
— Михаил Иванович, разреши?
— Давай к делу, — босс не был настроен на праздные разговоры.
— Мне сказали, что «ИнвесткКом……..» запускает проект «Плотина».
— Это та новость, которую я должен был узнать до утренних газет? – не без сарказма спросил босс.
— Ты не понял, они ломятся на наш рынок! Это мы нашли тему, а они решили погреть руки!
— Расслабься. Рынок привлекательный, но вход на него дорого стоит.
— Да у них денег! Они нам могут без процентов занять.
— Тут деньги не помогут, вход оплачивается временем. Им потребуется два-три года. Это если повезет с исполнителями.
Черт!.. – эта мысль почему-то не приходила в голову руководителя, а придя сейчас, сильно встревожила.
— Вот и я подумал. Им достаточно переманить этого «темнилу» и всё – дело сделано, — «темнилой» Дмитрий имел привычку называть Ивана, который занимался проектом «Плотина» в их компании. Занимался «с нуля», с постановки задачи и теперь проект был на финишной прямой. Первые, весьма обнадеживающие результаты уже получены, и до полного запуска оставалось не более двух месяцев.
— Да, им эта мысль тоже пришла в голову, – босс задумался, проблема вдруг стала серьезной. Очень серьезной. Ценой в десяток миллионов.
— Я знаешь, что думаю… Может быть, они сначала договорились с ним, а уже потом стали тему открывать? – начал развивать составляющую события Дмитрий.
— Эх, такой день был хороший. Иди, буду думать.
Подумать было о чем. Не видел он в Иване особой преданности. Держится независимо. Себе на уме. Ни одна попытка приклеить к компании не удалась. Деньги ценит, но не ведется на разговоры о повышении оплаты. Верно оценивает себя как специалиста. Слабостей не показывает. Всегда бодр и счастлив, ни разу не обмолвился о проблемах.
Прямо золото — не человек! Надо собрать информацию. Кто тут у нас всё знает?
— Полина, загляните.
Секретарь вошла с блокнотом и карандашом наготове.
— Что Вы знаете об Иване?
— Женат, есть ребенок. Недавно сменил автомобиль, теперь у него «Ауди». Новый. Что еще сказать… Все его сотрудники на него, как на икону смотрят. Никогда, ни с кем не скандалил. На корпоративные мероприятия ходит исправно… Ну, вот так конспективно… В общем – характер нордический, в связях порочащих его замечен не был. Да, никому не удалось пристроить в его отдел своего человека. Какая-то у него странная кадровая политика.
— Свободна, — без церемоний закончил разговор Михаил Иванович.
Босс подошел к столу.
Надо поработать с документами, но вопрос с Иваном ставит на кон целое направление бизнеса. Михаил Иванович вспомнил, как пять лет назад, встретив на отраслевой выставке Ивана, он быстро понял его потенциал. Понял и переманил. Переманить его тогда не составило труда, достаточно было удвоить зарплату. Иван рос, как специалист и руководитель на глазах босса, никогда ничего не просил. Не отказывался от поручений. Брал ответственность на себя. Рисковал. Не прикрывался ни обстоятельствами, ни виновными.
— Почему я всегда был уверен в его преданности? — подумал Михаил Иванович. – Подожди-ка, это ведь не так. Скорее я не думал о его возможной нелояльности. Это не одно и то же. Почему? Он не жаловался, не просил, не давал намеков.
Тех, кто проявлял недовольство, босс контролировал, с Иваном схема дала сбой — оказалось, что отсутствие проблем — тоже проблема. Отсутствие слабостей — еще большая проблема. Кто бы мог подумать…
— Чем же мне зацепить Ивана? Деньгами? Нет, если деньги были бы важны, он проявил бы это. Получает он хорошо, на уровне топ-менеджера, находясь на ступеньку ниже. Лестью?… Нет, можно оскорбить. Тем более, надо исходить из того, что он уже завербован или находится в процессе принятия решения. Возможно, он будет осторожен и подозрителен к любым моим словам и поступкам. Что же его волнует? Семья? Ни единого признака. Хоть бы фото семьи на столе держал, хоть бы раз сказал, что должен уйти, потому что сегодня с женой идут в театр. Слава? Признание? Постой, постой… Из разных мест говорят, что его подчиненные обожают его, чуть не молятся. Зачем ему это? Тут нет театральности, тут нет мании величия. Что тогда?
…Иван , увидев входящего босса, встал и протянул руку: «Доброе утро». Открытый уверенный взгляд, волевое рукопожатие, спокойный, ничего не скрывающий голос.
— Расскажи об успехах, — начал босс.
— Я могу попросить принести отчет.
— Не надо, расскажи по-простому.
— Если сказать просто, то это — Клондайк. Отклик таков, что можно закрывать «нефтянку». Шучу, конечно, но вы разрешили по-простому, — сказал Иван, не изменившимся, спокойным тоном.
— Да, разрешил. Что это у тебя за блондин? – Босс искал подход к главному вопросу.
— Хороший специалист, схватывает на лету.
— Где ты таких сотрудников берешь?
— Прошу прощения, каких «таких»?
— Хороших.
— Приходят по рекомендации.
— Кадровики жалуются, принимаешь на работу мимо них, — босс пытался спровоцировать обострение разговора. Большинство людей включается в игру, начинают защищаться, обнажают фланги…
— Я для клиентов работаю. Клиенты не жалуются?
— Клиенты не жалуются, — надежда на конфликт исчерпана.
— Что думаешь про KPI, кадровики говорят, полезная вещь, кто работает, тот больше получает?
— Честно? – с улыбкой спросил Иван.
— Честно, — босс, как заговорщик, склонился к собеседнику.
— Пустая канитель. Мне по душе проектная оплата. Всегда считал ее оптимальной.
— Когда же ты узнал ее плюсы?
— Да еще студентом. Строили колхозникам свинарники и склады. Объем работы — понятен. Критерии результата — понятны, сумма — понятна. Все прозрачно. Вот бы в те времена кто-то про KPI рассказал шабашникам, – в голосе Ивана едва уловимо промелькнула насмешка.
— Понятно, — «ценишь ясность и прозрачность?» — подумал босс: «Давай-ка проверим».
— Знаешь, какую тему хотел с тобой обсудить? – босс перешел в лобовую атаку.
— Знаю.
— На тебя уже выходили?
— Да.
— Предложение делали?
— Делали.
— Привлекательное?
— Да.
— Что решил?
— Думаю.
Вопросы кейса:
- назовите причины, которые способствовали возникновению данной ситуации;
- какое продолжение вы посоветуете боссу в ситуации, в которой закончилось
повествование?
Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость решения кейса «Цена лояльности», заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:
Фрагменты образовательной программы бизнес-школы Moscow Business School (https://mbschool.ru/) опубликованы исключительно для ознакомления, то есть в соответствии со ст. 1274 ГК РФ, данная публикация преследует строго научные и учебные цели. Мы не претендуем на авторство данного контента и не извлекаем из его публикации прибыль.