Кейс «Коронавирус: вызовы и возможности». МГУ им. М.В. Ломоносова.


Мы можем помочь Вам с написанием Вашей работы, взяв ее выполнение частично или полностью на себя. Оформить заявку на выполнение работы можно заполнив форму заказа. Или свяжитесь со мной для получения консультации.

MBA бизнес-школы МГУ им. М.В. Ломоносова (Экономический факультет)
Курс:Управленческая экономика
Модуль 4. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика государства. Экономический рост


 

Кейс «Коронавирус: вызовы и возможности»

В конце 2019 г. Китай проинформировал Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань в центральной части страны (провинция Хубэй). Специалисты установили, что возбудителем болезни стал новый коронавирус, вызывающий заболевание, которое позже получило официальное название COVID-19.

В середине марта 2020 г. ВОЗ объявила пандемию нового коронавируса в мире. В конце марта 2020 г. Государственный комитет по вопросам здравоохранения КНР объявил, что распространение эпидемии в стране в целом остановлено.

Несмотря на определенные успехи в борьбе с коронавирусом, политический и экономический эффект от массового заражения только предстоит оценить. Распространение инфекции уже серьезно повлияло на ситуацию во всем мире, в особенности на экономику. Всего спустя несколько недель после начала пандемии коронавируса наблюдается коллапс глобальных цепочек поставок, совокупного спроса, потребления, инвестиций, экспорта, мобильности.

Китай первым из ведущих мировых держав принял удар вируса и ушел на карантин. Он же первым отчитался об экономических последствиях. Почти полвека Китай рос темпами до 15% в год. Негативное влияние пандемии оказалось беспрецедентным. ВВП Китая по итогам первого квартала 2020 года упал на 6,8% в годовом выражении, свидетельствуют опубликованные данные государственного статистического бюро КНР Китайская экономика продемонстрировала отрицательный рост впервые с 1992 года, когда начали вести статистику

Вслед за спадом производства и потребления внутри страны «мировая фабрика» столкнулась с падением спроса на его продукцию в развитых странах. Китай производит почти половину комплектующих для конечной продукции развитых стран. Если спрос на айфоны и автомобили на Западе сокращается, поставщики в Китае разоряются, а его экономика замедляется. Однако этот шок будет отражен только в результатах второго квартала, за апрель-июнь. О них мы узнаем в середине лета.

Коронавирус знаменовал начало новой эры. По оценкам аналитиков, опрошенных агентствами Рейтер и Блумберг, по итогам 2020 года китайская экономика вырастет лишь на 2,5%.

«В целом год для мировой экономики будет достаточно тяжелым. Опубликованный на этой неделе прогноз МВФ предполагает в 2020 году спад мировой экономики на 3% – более значительный, чем при глобальном финансовом кризисе 2008−2009 годов», – констатировала Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.

По наиболее оптимистичному сценарию Всемирной торговой организации на 2020 год, который, безусловно, устареет до конца весны, мировая торговля сократится на 13%. Более реалистичный и мрачный сценарий ВТО предполагает падение мировой торговли на 32%.

По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, по состоянию на середину апреля 2020 г. общий объем антикризисных мер поддержки экономики РФ оценивается уже более чем в 2 трлн рублей. При этом власти во взаимодействии с бизнесом продолжают разрабатывать новые меры поддержки.

Текущий кризис имеет существенные отличительные особенности, по сравнению с традиционными циклическими и структурными кризисами, в том числе, с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008−2009 годов.

Патриарх американской геополитики Г. Киссинджер, например, утверждает, что нынешний экономический кризис, вызванный пандемией, «по скорости и глобальным масштабам» не имеет себе равных в истории. Соответственно, «залечивание ран мировой экономики» представляется ему не менее важной задачей на будущее, чем «укрепление глобальной устойчивости к инфекционным заболеваниям». Особенно заботит Киссинджера судьба «либерального мирового порядка».

Чрезвычайное положение в разных странах в сочетании с глобальной рецессией не может не отразиться на политико-экономических отношениях в всем мире. В настоящее время высказываются авторитетные экспертные мнения о возможности системных изменений в мировой экономике под влиянием нынешних кризисных явлений.

«Мы уже наблюдаем возврат к [идеологии] «большого правительства», разительно контрастирующий с общепринятой точкой зрения последних десятилетий, – пишет на сайте Project Syndicate бывший вице-канцлер и глава МИД Германии Й. Фишер. – Все ждут от государства закачивания в экономику огромных денег и спасения (или национализации) компаний и отраслей, считающихся жизненно важными и оказавшихся под угрозой. После кризиса резко расширенную роль государства придется сворачивать, но как – вопрос спорный. В идеале власти передадут поступления от реприватизации в суверенный фонд благосостояния, чтобы у общества был свой интерес в посткризисном урегулировании». Ссылаясь на прошлый опыт, Фишер также указывает, что «такие крупные потрясения, как нынешние, как правило, колеблют устои политических систем и международных отношений». «В частности, западные демократии могут столкнуться с тем, что их система управления будет ставиться под сомнение, – констатирует он. – Правозащитные принципы могут противопоставляться экономическим Пандемия провоцирует также конфликт между молодым и старым поколениями и между авторитаризмом и либеральной демократией».

Декан экономического факультета МГУ, профессор А.А. Аузан указывает на риск усиления тенденций «государственного капитализма» как результат текущих изменений в глобальной экономике. При этом существуют и более радикальные прогнозы относительно перспектив развития глобальной рыночной экономики. В частности, визит-профессор МГУ, профессор Школы государственных отношений Техасского университета Дж. К. Гэлбрейт считает, что после завершения пандемии коронавирусной инфекции придется отказаться от капитализма и искать новые формы экономического устройства. В ходе международного онлайн-семинара «Economic Challenges of COVID-19 Pandemic» он высказал следующее мнение: «Сейчас все вспоминают о прошлых кризисах, предыдущих потрясениях. Но сегодня ситуация другая, жизнь не вернется в прежнее русло. И нужно помнить историю западного мира, и видеть, как Азия победила нынешнюю пандемию, опыт Южной Кореи, Сингапура и Тайваня. Все это свидетельствует, что капитализм и децентрализация последних 40 лет, возможно, не выдержат этого кризиса, придется выстраивать новую систему, возможно, нужно будет выстраивать государственный социализм или принимать какие-то гибридные решения».

 

Вопросы для обсуждения кейса:

  1. Опишите отличительные особенности нынешней ситуации в мировой экономике по сравнению с той, которая наблюдалась во время глобального финансово-экономического кризиса 2008−2009 годов.
  2. Охарактеризуйте макроэкономические последствия пандемии коронавируса как для глобальной, так и национальной экономики.
  3. Какие макроэкономические эффекты можно наблюдать в связи с тенденцией усиления государственного вмешательства в экономику?

Чтобы оформить заказ на решение кейса или уточнить стоимость работы, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *