Мы можем помочь Вам с написанием Вашей работы, взяв ее выполнение частично или полностью на себя. Оформить заявку на выполнение работы можно заполнив форму заказа. Или свяжитесь со мной для получения консультации.
В ожидании научной революции
Сегодня научное сообщество столкнулось с ситуацией, когда инновации становятся дефицитным явлением, а инвестиционным банкам за последние 10 лет все сложнее найти инноваций, которые они могли бы профинансировать. Эксперты отмечают, что базовые парадигмы современной науки практически по всем направлениям и научным школам исчерпали свой творческий потенциал. При этом, что гораздо важнее, сами научные школы испытывают кадровый кризис.
Сложившуюся ситуацию предсказал в своей книге «Структура научных революций» американский социолог науки Томас Кун, который обосновал существование 60-70 летних циклов в развитии отраслей научного знания, выделив внутри этого цикла 3 этапа смены базовых парадигм.
Каждая базовая парадигма в развитии научного знания поддерживалось одним из трех поколений ученых: отцы-создатели парадигмы, мэтры и эпигоны.
Отцы-создатели – это ученые пассионарного типа, для которых характерна врожденная способностью к видоизменению окружающей их среды. Отцы-создатели – это не просто ученые, но это личности ломающие сложившийся уклад в науке, из-за чего им часто приходится вступать в конфликт с научным сообществом. В итоге, благодаря своей энергетике, отцы-создатели учреждают полноценную научную школу, становятся основоположниками научных течений, обретают последователей и добиваются первых прикладных результатов. Часто создание новой научной школы полностью разрушает прежнюю.
Мэтры – это, как правило, ученики отцов-создателей, которые доводят научную парадигму своих учителей до совершенства, «выжимая» из неё весь творческий и прикладной потенциал. Однако отцы-создатели, когда подбирали себе учеников, то выбирали безусловно умных и талантливых ученых, но это больше были люди, ориентированный на процесс, причем на тот, которые уже выстроен другими. Для мэтров, точно также, как и для отцов-создателей пусть в меньшей степени, но характерна созидательная активность, однако пассионарная энергетика в них практически полностью отсутствует. Мэтры способны эффективно администрировать работу научной школы, обеспечивая ее функционирование в рамках идеологем и концептуальных основ, заложенных их учителями.
Эпигоны – это функционеры научной школы, которых подбирали ее мэтры. Эпигонов нельзя считать учениками мэтров, поскольку те не являются основоположниками какой-то научной концепции. Эпигоны в силу того, что для них та или иная научная школа сродни религии с ее набором верований, – оказываются не способны развивать научную парадигму. Причина в кадровом отборе. Поскольку мэтры укомплектовывают свои школы по принципу «чтобы не подсидели», то мэтры не допускали инакомыслия, каждое из которых расценивается как угроза их личному статусу. В результате в научной школе накопилась масса лояльных эпигонов, который в силу личностных ограничений не способны выйти за пределы научной школы, что приводит к застою науки. На фоне кадровой слабости классических научных школ сильные научные умы пассионарного типа формируют новую парадигму и вступают в конфронтацию с эпигонами классической школы. Какое-то время эпигоны при поддержке административного ресурса сопротивляются зарождающимся новым течениям в их отрасли научного знания, однако неизбежен их снос и установление новой научной парадигмы.
Собственно, сейчас мир находится в такой ситуации, когда назрела объективная необходимо осуществления революции в науке. Для этого есть и организационные, и экономические условия. В ближайшие 5-10 лет мы увидим кардинальные прорывы во многих отраслях научного знания. Команда онлайн-проекта «Учись просто!» находится в ожидании данного процесса, более того, мы к нему готовимся. Тем, кто сотрудничал с нами, понимают, что мы в своих работах не только концептуально опережаем конкурентов, но даем информационную основу для прикладной деятельности наших клиентов на качественно более высоком уровне.