Что такое Сензитивный период? Воспитание по системе М. Монтессори.


Сензитивный период: что это такое и в чем его особенность.

 

На сегодняшний день студенты психолого-педагогических ВУЗов изучают многие интересные подходы к воспитанию, в том числе, относительно недавно появившиеся в практике педагогов. Одна из сложностей для молодых специалистов – усвоить и систематизировать полученные знания при отсутствии практического опыта работы с детьми различного возраста. В данной статье упрощенно рассказывается про такой важный аспект в воспитании, как сензитивные периоды, понимание которых крайне важно. Особое внимание сензитивным периодам уделяется в рамках педагогики М. Монтессори, набирающей сегодня все большую популярность.

Сензитивный периодИтак, сензитивный период – это время, когда ребенок приобретает определенные новые навыки. Но в эти периоды он не просто обучается – сама его природа подсказывает ребенку, какие необходимо выполнять действия, чтобы освоить тот или иной навык. Это естественное состояние развития организма, психики в синергии. Таких периодов может быть несколько – от 4-х до 12 по разным взглядам исследователей. Но суть одна – с рождения (а точнее, с внутриутробного состояния) ребенок проходит определенные этапы как стадии развития, которые сменяются гармонично по мере освоения ребенком разных, все более сложных навыков. Например, ходьба, письмо и прочее. Важно, что стремление ребенка к тем или иным действиям в эти периоды неосознанно и обусловлено именно природной потребностью.

В этот период мы можем максимально эффективно воздействовать на ребенка с точки зрения обучения его этим навыкам, создавая для него подходящую среду для развития именно этого (и других) навыков. Нужно лишь наблюдать за малышом – что именно его сейчас интересует, и предлагать ему соответствующую деятельность и материалы. К примеру, карандаши для рисования, лестницы и спортивные детские снаряды для тренировки ходьбы (лазания), создавая доступную безопасную среду дома для оттачивания бытовых «моторных» навыков (открывать/ закрывать дверцы, складывать и выбрасывать вещи и т.д.). Именно так, а не насильственным стремлением к обучению, достигается гармоничное освоение навыка.Спорт тоддлер

Если лишить ребенка доступной и подходящей среды в этот период, он все равно будет удовлетворять потребности в освоении этого навыка, любыми доступными способами – но это будут, возможно, уже неподходящие и менее качественные способы обучения. Можно сравнить такое стремление с голодом, который так или иначе нужно удовлетворить – но одно дело, когда под рукой есть полезные полноценные блюда, и другое, когда под рукой только фастфуд, сладости или другая не вполне полезная пища (либо скудный набор питания), которая более или менее подойдет лишь для краткосрочного насыщения.

Либо же, лишая ребенка такой возможности, родитель может и вовсе вызвать нарушения в развитии малыша. К примеру, используя ходунки, прочие ненужные приспособления, или не разрешая ребенку в достаточном для него объеме играть на спортплощадке, родитель будет невольно нарушать развитие навыка ходьбы, что вызовет проблемы с прямохождением в будущем. И так далее.

При этом, не стоит путать развитие ребенка в сензитивные периоды с понятием раннего развития. Важно обучать ребенка не как можно раньше (что зачастую является бессмысленным и даже вредным, поскольку ребенок не получает ничего, кроме неврозов и даже отката развития в будущем), а именно в подходящие периоды, что гарантирует не только более легкое освоение навыков, но, главное, – освоение их с большим удовольствием. Главная задача родителя или педагога – обнаружить начало того или иного сензитивного периода и обеспечить развивающую среду для освоения навыка.


Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *