Система персонажей повести «Тимур и его команда» (основные моменты).


%d1%82%d0%b8%d0%bc%d1%83%d1%80-%d0%b8-%d0%b5%d0%b3%d0%be-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b0
(нажмите на картинку, чтобы увеличить ее)

Если Вам нужна полная версия работы (сочинения, реферата, курсовой или дипломной работы) на тему раскрытия системы персонажей повести «Тимур и его команда» (либо на другую тему), свяжитесь со мной для обсуждения заказа или воспользуйтесь мгновенной отправкой сообщения ВКонтакте (справа). Обращаю Ваше внимание, что для Вас будет написана уникальная работа с требуемым уровнем оригинальности.

 

Основные аспекты раскрытия системы персонажей повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

 
Главными героями произведения «Тимур и его команда» стали обычные советские дети, которые пытаются найти свое место в происходящих вокруг событиях…

Тимур.


Образ Тимура, созданный А.П. Гайдаром, стал олицетворением героя-подростка, оказавшегося в самой гуще бурной общественной жизни. Он самореализуется в напряженной и драматичной обстановке, далекой от военных, «полевых», событий, но не менее важной и ответственной. Личность подростка, живущего в России начала 1940-х гг., представляется не через традиционный характер взрослеющего ребенка, увязывающего свое детское представление о жизни с прагматичным миром взрослых, но через функцию полноценного помощника взрослого и цельной, самостоятельной личности. Подросток не только впитывает и «пропускает» через себя влияние окружающего мира, но сам способен активно влиять на ход развития событий общественной жизни.

Характер подростка-лидера в повести А.П. Гайдара раскрывается также в персонажах Мишки Квакина, Симки Симакова, Фигуры, Гейки, Жени Александровой. Лидерство Тимура проявляется, прежде всего, в его организаторских способностях – он сумел сплотить команду, состоящую из довольно большого количества ребят, установить строгую иерархию и подчинить своих единомышленников атмосфере ответственности и дисциплины. При этом, не только члены команды уважают Тимура Гараева, но и главный «антигерой» Квакин.

Тем не менее, автор не абсолютизирует положительное наполнение образа главного героя. Тимур, как и все, может ошибиться, ему также свойственно мальчишество, несмотря на всю серьезность поступков и стремлений.

Изначально образ Тимура мифологизирован: через события, произошедшие с Женей, автор знакомит читателя с таинственным незнакомцем, который не только почему-то решил помочь заблудившейся девочке, но и оставил загадочную записку. Но идеализированный мир тимуровцев сталкивается с обыденным миром взрослых, от которых скрыт подлинный смысл действий ребят. Взрослые относятся к ребятам несерьезно, даже порой «насмешливо».

Тимур Гараев носит звание командира, в этом его образ приближен к полковнику Александрову – отцу Жени и Ольги. Оба персонажа рассудительны, мудры, чувствуют ответственность за своих товарищей и «подчиненных», способны выслушать и понять другого человека, не «рубить с плеча». Оба они спокойны лишь тогда, когда «все вокруг спокойны». В то же время, А.П. Гайдар, раскрывая психологию подростка-лидера, показывает различные типы и грани этого характера. Даже к врагу Тимур проявляет уважение. Автор подает главного героя не с позиции абсолютного превосходства над его противником: Тимур Гараев на равных с Квакиным силен, уверен в себе, спокоен и выдержан, однако цели у них разные.

Мишка Квакин.


Квакин – антигерой, он противопоставляется образу благородного, самоотверженного Тимура. Мишка Квакин – такой же лидер для своей команды единомышленников, объединивший ребят под общей идеей. И если образ Тимура Гараева максимально приближен к амплуа «командира», или «комиссара», как называет его Квакин, то сам Квакин маркирован как «атаман», команда же его зовется «шайкой».

Понятие дружбы искажено в команде Квакина – сам атаман «шайки» проявляет снисходительное и уничижительное обращение к своим соратникам. Однако к концу повести его характер меняется, уходя от резко деструктивного, но не достигая полной трансформации. Квакин пока не готов раскаяться или перейти на сторону оппонентов, но уже не ощущает себя единым целым с «разбойной шайкой».

Гейка.


Герой является своеобразным наставником и покровителем другого члена тимуровской команды – Коли Колокольчикова. Гейку, как и его старшего товарища Тимура, противники уважают, а потому принимают за сильного оппонента.

Характеристика внешности мальчика – «прямой», «коренастый», «широкоплечий», «строгие серые глаза», отражает внутреннюю силу героя. Одетый в матросскую тельняшку, доставшуюся мальчику, вероятно, от отца или брата, служивших матросами, он символизирует ту силу, которую ребята стараются воплотить в своей деятельности, силу Родины. Главными чертами Гейки становятся уверенность и твердость характера, особенно в сценах разговора с противником. Благодаря такому персонажу подчеркивается слаженность, организованность, благородство команды Тимура.

Сима Симаков.


Деятельность Симакова также основана на стиле делового лидерства. Он также, как и Гейка, является яркой личностью, самостоятельной, готовой взять на себя смелость и ответственность за принятие важных решений. Товарищи Тимура с готовностью принимают необходимость выполнения его распоряжений, так как понимают правильность руководства в целом. Они осознают, ради чего действуют.
Но в отличие от деловитого и рассудительного Гейки, Сима Симаков играет роль везде поспевающего помощника, расторопного, веселого и легкого на подъем.

Благодаря персонажу Симы читателю представляется своеобразная оценка команды Тимура, которая ни в коем случае не должна восприниматься как праздное объединение мальчишек-хулиганов. Несмотря на веселье и задор, ребята ставят для себя конкретные, серьезные и нужные цели, именуя себя гордым именем «пионеров». Сам Симка Симаков часто выступает инициатором очередного сбора команды.

Однако персонаж призван донести до читателя важную информацию – хотя ребята позиционируют себя важной общественной неформальной организацией, они остаются детьми, которым не чужды игры, развлечения, летние забавы, и даже вся их деятельность связана с некой тайной. Не потому, что им есть, что скрывать от честных людей, а потому что так интереснее.

Коля Колокольчиков.


Самый младший член команды,который в силу своего возраста выступает самым ненадежным членом команды (которого еще нужно многому научить). Тем не менее, чувствуя поддержку товарищей, в команде Тимура, робкий и застенчивый мальчик старается наравне со всеми выполнять свою миссию честно и добросовестно, реализуя приказы командира.
Оппоненты также не воспринимают трогательного и щуплого «штабного трубача» Колю всерьез, называя его «хлюпиком». Однако, несмотря на страх быть схваченным врагом, Коля, не выдавая своих обид, уверенно выполняет поручения Тимура, слушается старшего товарища Гейку и достойно ведет себя «в плену» у команды Квакина.

Мерез него А.П. Гайдар открывает читателю сущность участников тимуровской команды: они не только готовы сражаться за свою идею и отчаянно бороться против неприятеля, но и своих младших, еще несмышленых, товарищей не бросают в беде, не обращая внимания на все недостатки возраста и пока еще несостоятельность как полноценного члена организации.
По ходу развития событий повести отношение товарищей к Коле, побывавшему в руках неприятеля, меняется, мальчику начинают доверять.

Василий Ладыгин.


Наиболее нераскрытый персонаж. Вместе со своими товарищами и подчиненными четко и без возражений исполняет распоряжения Тимура. Ладыгин упоминается «молчаливым», но гораздо более емко его характеризует тот факт, что мальчику, как и Симе Симакову, доверили управлять определенной частью команды (своей «пятеркой»). Рассудительный и мудрый Тимур смог бы доверить координацию других членов коллектива только честному, ответственному, преданному общему делу товарищу.

Женя Александрова.


Характер увлекающейся, шаловливой девочки, тоскующей по родителям, вырисовывается с каждой сценой все более отчетливо. Женя и Ольга Александровы, дочери полковника Александрова, имеют сложные взаимоотношения. Через них А.П. Гайдар раскрывает сложность взаимопонимания между взрослыми и детьми, подготавливая читателя к раскрытию конфликта Тимура и его команды со взрослыми персонажами повести.

На ее примере можно говорить об образе эмоционального лидера-исполнителя. С первых страниц повести именно через восприятие Женей неизвестного Тимура формируется его таинственный и загадочный образ, внезапно обнаруженный на чердаке штаб представляется ей кораблем, а сама девочка воображает себя его капитаном.

Женя выполняет роль героя-проводника, посредством раскрытия этого персонажа автор вводит читателя в таинство организации пока еще неизвестного Тимура. Персонаж девочки становится мотиватором сюжета, объектом читательского сопереживания и интереса. Доминирующими чертами в характере Жени становятся романтизм и эмоциональность.

«Взрослая» линия в персонаже Жени проявляется в том, что она хорошо понимает характер старшей сестры Ольги. Также А.П. Гайдар проводит легкую романтическую линию между главными героями – Женей и Тимуром.

Нюрка.


в отличие от Жени, образ Нюрки не романтизирован – «похожая на цыганку» девочка смешная, быстро бегает и разговаривает, окружают ее такие же колоритные персонажи: шустрая коза, «энергичный и трудолюбивый» трехлетний брат. Портрет девочки олицетворяет ее сильный характер. Несмотря на то, что ей также, как и другим детям, пришлось быстро повзрослеть, помогая взрослым в быту, пока отец ушел на фронт, Нюрка никогда не жалуется на тяжесть своего существования. Сотрудничество Нюрки с ребятами перерастает в настоящую дружбу, она лучше всех умеет поддержать, утешить, не давая товарищам унывать даже когда случаются неудачи и неприятности.

Алеша.

 


Персонаж Алеши отражает важнейшую черту квакинской команды – наличие уважения к противникам. Не только из-за того, что тимуровцы сильнее или успешнее справляются со своими задачами, но потому, что ребята чувствуют за ними правду. Ведь в своей команде на справедливые замечания попытки высказать свое мнение мальчишки то и дело получают тычки или оскорбления от старших товарищей.

Петр Пятаков (Фигура).


Петр Пятаков, именуемый в шайке Квакина Фигурой, являет собой своеобразный образ лидера-одиночки. Он связан с участниками своей команды, со всем коллективом, выполняя приказы командира. В то же время может действовать обособленно вплоть до противостояния товарищам, если чувствует, что интересы коллектива идут вразрез с его личными интересами. Фигура наравне с другими ребятами совершает набеги на чужие сады, но его самостоятельность и обособленность подмечают даже товарищи по команде.

Он выступает наиболее деструктивным и циничным персонажем среди прочих участников команды Квакина. Его жестокость распространяется как на жителей поселка, так и на тимуровцев и своих же товарищей, что в конце концов подмечает сам «атаман» — Квакин, осознавая ничтожность и несправедливость поступков возглавляемой шайки.

У персонажа Фигуры отсутствует и чувство юмора, которым А.П. Гайдар наделяет даже руководителя всех хулиганов Квакина. Мальчик не способен шутить, с юмором относиться к происходящему, в его фразах ни разу не проявляются сатирические нотки. Таким образом автор отражает отсутствие человеческого в данном персонаже.

Ольга Александрова.


Персонаж Ольги выполняет важную функцию инструмента «разоблачения» деятельности тимуровцев. Ольга, сконцентрированная на своей опеке сестры и на необходимости выполнения нужных и серьезных дел (учиться, вести хозяйство, смотреть за домом, не спускать глаз с младшей озорной сестры и т.д.). При этом, она не замечает в Жене самой важной черты, которую в итоге озвучивает отец, что девочка не могла попасть в плохую компанию, «не такой у нее характер». Но если бы Ольга изначально была уверена в том, что ее Женька не способна по своей натуре связаться с хулиганами, возможно и не было бы всего противостояния взрослых и детей.

Георгий Гараев.


С Георгием Гараевым у Ольги складываются дружеские отношения. Их объединяет не только забота о младших членах семьи, но и общее увлечение – творчество. Для своего племянника, Тимура, Георгий выступает ориентиром, старшим товарищем, подает пример для подражания. Старший Гараев отважен, находчив, благороден, он предстает частью той силы, перед которой ребята испытывают уважение, благоговение и невольно стараются ей подражать.

Образ Георгия, как и образ каждого героя произведения, к концу повествования трансформируется. Георгий, изначально представленный автором как веселый и жизнерадостный, творческий молодой человек, оказывается капитаном танковых войск, который также, как и многие, вынужден оставить дом и отправиться на фронт. Вместе с тем, ни у Ольги, ни у самого Георгия уже нет прежнего беспокойства за оставленные в тылу солдатские семьи, о которых, несомненно, позаботятся ребята.
 

С уважением,
руководитель проекта «Учись просто!»
Вилкова Елена

Чтобы оформить заказ или уточнить стоимость, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.