Кризис перепроизводства, праздный класс и отказ от золота как эквивалента в расчетах.


Мы можем помочь Вам с написанием Вашей работы, взяв ее выполнение частично или полностью на себя. Оформить заявку на выполнение работы можно заполнив форму заказа. Или свяжитесь со мной для получения консультации.

Кризис перепроизводства, праздный класс и отказ от золота как эквивалента в расчетах

 

Редко кто связывает воедино понятия «кризис перепроизводства», «праздный класс» и «отказ от золотого стандарта». Более того, если про «кризис перепроизводства» и, тем более, про отказ от «золотого стандарта» в тех или иных трактовках слышали очень многие, то о современном формате «праздного класса» мало кто подозревает. Итак, последовательно рассмотрим данные понятия и опишем взаимосвязи между ними.

 

Кризис перепроизводства

 

Конец 19-го столетия и даже начало 20-го столетия ознаменовались рядом кризисов перепроизводства, когда производилось товаров столько, что потребитель не мог на весь предложенный их объем предъявить платежеспособный спрос. Это очень сильно тормозило индустриализацию национальных экономик, поскольку индустриальный формат производства позволял тиражировать существенно больший объем товаров и услуг, чем при ранних форматах производства, но весь этот объем просто не находил потребителя.

Опишем механизм возникновения кризиса перепроизводства. Для этого необходимо сопоставить лишь две величины: суммарные затраты на производство всех товаров на рынке и суммарный спрос в денежном выражении. Итак,

Суммарные затраты на производство всех товаров на рынке (СЗ) = все суммы выплат наемным работникам + прибыли производителей + изымаемые правящим классом части стоимости (в форме налога, например) + транзакционные издержки + потери в процессе производства

Суммарный спрос в денежном выражении (СС) = все суммы выплат наемным работникам + прибыли производителей + изъятая правящим классом часть стоимости

Как видно СЗ > CC на величину транзакционных издержек + потерь в процессе производства. Оплатить эти расходы объективно необходимо, но покрыть их в условиях отсутствия некоего искусственного балансира просто нечем. Другими словами, сами производители и их работники принципиально не могут предъявить достаточный уровень спроса на все, что ими было произведено.

Кризис перепроизводстваВ результате, на каждом витке производственного цикла возникает неравновесие спроса и предложения в стоимостном выражении. На первых витках производственного цикла равновесие достигается за счет снижения нормы прибыли предпринимателя, то есть за счет снижения цен на товары. Однако у данного естественного способа балансирования очень низкий запас прочности и на каком-то этапе возникает ситуация, что не все произведенные товары находят своего потребителя. И вот именно здесь начинается кризис перепроизводства, безусловно у него есть критическая точка, при прохождении которой кризис обостряется, начинается череда сокращений штатов, банкротств предприятий, возникает общий коллапс экономики. В конце 19-го века с каждым циклом стоимостной объем рынка сокращался на 0,3%.

Это противоречие было неустранимо в рамках той модели управления национальными экономиками, которая существовала в то время. Во второй половине 19-го века эти кризисы возникали регулярно, однако крупные и сильные государства решали эту задачу, реализуя так называемый империалистический подход. Это означало, что с использованием силовых методов (некоторые из которых маскировались как дипломатические) устанавливается контроль над некой территорией. Производство на этой территории уничтожалось либо в ходе боевых действий, либо установлением контроля над регуляторами этого государства, что приводило к умиранию национальных производств на данной территории. В обязательном порядке устанавливался полный контроль над рынком сбыта в покоренной стране, соответственно, излишки продукции, образовывавшиеся на каждом производственном цикле в империалистическом государстве, продавались на покоренных рынках. Это решало проблему, однако у решения также были существенные ограничения – империалистическая модель борьбы с кризисами перепроизводства требовала постоянного включения новых рынков в зону контроля империи. Это делало империалистические страны крайне агрессивными в их внешней политике, поскольку любая остановка процесса включения в зону своего влияния новых территорий означала бы возникновение масштабного экономического кризиса вследствие обострения кризиса перепроизводства. Например, самой крупной из всех когда-либо существовавших в мире империй – Британской Империи с помощью военной силы и дипломатии (в различных пропорциях, применяемых в разных случаях) удалось включить в ареал своего экономического влияния четверть мировых территорий. В какой-то момент времени возможности расширения были существенно снижены и возник мировой экономический кризис 1900 – 1903 годов.  И вот на этом этапе остро стал вопрос о создании «праздного класса». Отмечу, немного отклонившись от темы, что реализация империалистической модели развития по окончанию Второй мировой войны стала практически невозможной в реализации вследствие заключенного в 1945 году Потсдамского соглашения, поскольку были утверждены «жесткие» нормы по территориальным вопросам.

 

Праздный класс

 

Праздный классВ конце XIX веке была разработана теория праздного класса. Данная концепция была предложена Т. Веблен, который предложил, что в обществе должен быть некий «праздный класс», не вовлеченный в производственные отношения, но регулярно получающий некие денежные средства, то есть свои доходы этот праздный класс получает внеэкономическим путем. Соответственно, вне экономической системы образуются доходы у определенной категории граждан, на сумму этих доходов предъявляется спрос на товары. Более того, Т. Веблен доказал, что, если дополнительный спрос со стороны «праздного класса» будет больше суммарной величины транзакционных издержек и потерь в процессе производства, то экономическая система обретает внутреннюю возможность развития. Данная модель получила положительную оценку у элит, но реализовать эту концепцию в условиях «золотого стандарта» в расчетах оказалось просто невозможным.

 

Золотой стандарт

 

На пути реализации концепции праздного класса в начале 20-го столетия стоит «золотой стандарт». Просто неоткуда взять дополнительно тонны золота для раздачи его праздному классу, который будет предъявлять спрос на рынке и тем самым уравновешивать экономическую систему. Решением стал способ эмиссии так называемых фиатных денег со слабой привязкой к золоту, а впоследствии, как показала история второй половины 20-го века и вообще без привязки к этому драгоценному металлу. Выпускать денежные суррогаты оказалось существенно проще, чем чеканить золотые монеты. Первоначально, до появления «праздного класса» уже был апробирован формат печатанья фиатных денег, но это была их эмиссии строго под авалированные векселя. То есть под конкретный проект в рамках реальной деятельности в реальном секторе экономики одной из сторон выписывался вексель, ровно на сумму которого осуществлялась эмиссия.

Впервые данный формат опробовал Отто фон Бисмарк и именно данный финансовый механизм позволил за 1870-1900 годы превратить Германскую Империю из феодально-аграрной страны в лидера мировой индустрии. Именно германский положительный опыт был взят за основу при создании механизмов денежной эмиссии. Сначала это были преимущественно национальные центры эмиссии, далее была создана Федеральная Резервная Система, которая стала выполнять функцию регулятора глобальной эмиссии фиатных денег. Безусловно бумажные купюры при наличии золотых и серебряных монет в обороте никто не хотел использовать в расчетах. Часто у торговцев были две цены: в золоте и в бумажных купюрах, а разница между этими ценами зачастую исчислялась кратными величинами. Более того, фиатные деньги часто просто не принимались в оплату товаров и услуг. Именно это обстоятельство не позволяло осуществлять эмиссию денежных средств и раздавать их праздному классу, поскольку представители этого класса неизбежно столкнулись бы с проблемой, что на фиатные деньги имеют ограниченное хождение. Именно данное обстоятельство потребовало исключить золотые и серебряные монеты из оборота, чтобы окончательно перевести расчеты на денежные банкноты.

Поначалу новая система денежного обращения была несовершенна, а кризисы перепроизводства продолжались вплоть до самого известного из них – так называемой Великой Депрессии. Именно по итогам Великой Депрессии была организована эмиссия и система расчетов в том формате, что стало возможны уравновесить рынки.

Параллельно уничтожению системы золотого стандарта и переходу к фиатным деньгам как основной единице расчетов, выстраивалась система вброса дополнительно напечатанных денег в экономику. Однако поначалу эмиссионные средства (так называемая эмиссионная прибыль) у крупных держав шли не праздному классу, а на выстраивание тяжелой промышленности и развитие армий. Ярким примеров выступает СССР, США, страны Западной Европы и Япония. Именно благодаря эмиссионной прибыли рождался феномен индустриализации СССР и «японское экономическое чудо». Однако после того, как тяжелые индустрии были выстроены, снова встал на повестку вопрос формирования праздного класса, который был как массовое явление образован во второй половине 20-го века. Представители праздного класса формально выполняли какую-то работу, эта работа была вне основных экономических процессов, но зачастую была направлена на решение социальных задач, а впоследствии и на инновационное развитие. Например, появились многочисленные некоммерческие организации, которые решали какие-то реальные и даже мнимые социальные проблемы, выдавались и выдаются многочисленные гранты под исследования реальных и несуществующих проблем. Далее возникло венчурное финансирование, которые стало частью современной экономической системы, но оно было (есть) настолько избыточным, что венчурные капиталисты в США и странах Европы стали именно тем праздным классом, который, выполняя общественно полезных работ на условный миллион долларов США, получали под эту деятельность финансирование в десятки, а иногда сотни раз больше. Только через венчурные фонды мировая экономика ежегодно дотируется на триллионы долларов, которые необходимы для обеспечения равновесия мировой экономической системы. На самом деле в реальности праздный класс представлен более широкими слоями и институциями.

Безусловный доходНапример, в Европе уже несколько поколений людей в определенных социальных слоях живут на пособия и полностью, многие даже не пробуют включиться в систему реальных экономических отношений. И этим примером представители праздного класса не ограничиваются.

Праздный класс выполняет функцию балансира, он объективно необходим. Более того, число представителей праздного класса неизбежно будет расширяться, поскольку система производственных отношений требует все меньшее число людей, автоматизация и роботизация вытесняет человека из большинства процессов. Но при этом экономике нужно, чтобы кто-то предъявлял спрос на все, что в ней производится. Поэтому следующий этап – это безусловный доход, то есть люди во всем большем числе стран будут получать денежные средства просто за то, что они есть. Это уже коммунизм.

 

Чтобы оформить заказ на выполнение исследования или получить консультацию, заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и я свяжусь с Вами в самое ближайшее время:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *